Персональный сайт воспитателя Киселёвой О.В.

ОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Гончарное ремесло» (лепка из глины).

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «СКАЗКА»

ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

 

Конспект ОД

по художественно-эстетическому развитию

 для детей старшей группы

«Гончарное ремесло»

(лепка из глины)

 

 

Подготовила воспитатель высшей категории

О. В. Киселёва

Цель: Формировать у детей представление о древнем народном ремесле - гончарном деле, о деятельности гончара - мастера декоративно-прикладных изделий.

Задачи:

Образовательные:  

- Познакомить с гончарным ремеслом  и с особенностями работы мастера-гончара,  гончарным кругом и способами работы на нем.

- Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях, свойствах и качествах.

- Формировать навыки работы с глиной.

- Обогатить речь детей существительными обозначающими  профессии и предметы «подмастерье - ученики», « мокруша –тряпка». 

Развивающие:

-Развитие мелкой моторики рук.

-Развивать, совершенствовать умение лепить посуду путем вдавливания пальцами округлой формы для получения полой; отгибания краев  расплющенной формы.

Воспитательные:

-Воспитывать  уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда. 

-Воспитывать интерес к народным промыслам, культуре, традициям русского народа.

-Вызвать у детей желание создавать изделия из глины.

Предварительная работа: Рассматривание глиняной посуды, игрушек, цикл бесед на тему «Народные промыслы»,   дидактические игры.  

Материалы и оборудование: презентация « Гончарное ремесло», готовые изделия из глины : ваза, чашка, тарелка, горшочек, глина готовая к применению, гончарный круг, вода, губка, тряпочка, салфетки,  фартук с нарукавниками для воспитателя, фартуки с нарукавниками на каждого ребёнка.

Ход НОД

Дети заходят в зал, который оформлен в виде импровизированной гончарной  мастерской.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим своей улыбкой хорошее настроение.

Игра «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре. Хором произносят слова.

Желаем счастья и добра

Всем людям с самого утра!

В зал заходит девочка, она очень расстроена. В руках коробочка с разбитым горшком.

Воспитатель: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? (Соня)

-Соня, почему ты расстроена?

Девочка:  Я случайно уронила и разбила любимый бабушкин горшочек. Она узнает об этом и очень расстроится. Я не знаю, что же теперь делать?

Воспитатель:  Как обидно, что горшочек разбился.

Воспитатель с детьми рассматривают осколки разбитого горшка.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, из чего он был сделан?  (из глины)

-Значит горшок какой? (глиняный)

- Что же  можно сделать, чтобы все исправить?

(дети предлагают склеить, но если склеить будет заметно, что горшок был разбит, педагог подводит детей к тому, что мы можем сами сделать.)

Воспитатель:  Ребята, мы с вами сможем сделать новый горшок для Сониной бабушки, но нам необходима помощь.

-  Вы знаете, человек, какой профессии сможет нам помочь?(дети: гончар)

Воспитатель: Не переживайСоня,  есть «Волшебная мастерская». Там можно творить чудеса. Ребята, давайте все вместе отправимся  к гончару в мастерскую и поможем Соне.  Вы согласны?  (Дети: да)

- Пойдем Соня с нами.

 

(Дети с педагогом подходят к мастерской)

Воспитатель: Ребята, прежде чем зайти в мастерскую, скажите, если здесь работает гончар, значит мастерская какая? (Дети: гончарная)

Воспитатель: Мы пришли с вами в гончарную мастерскую. Только здесь что-то никого не видно. А туда ли мы пришли? Я пойду, узнаю, а вы тихо постойте и посмотрите, что здесь есть.

 

Воспитатель уходит за ширму, переодевается в костюм гончара.

 

Гончар: Здравствуйте ребята! Вы пришли ко мне в гости? (Дети: да)

- А вы знаете, куда вы пришли? (Дети: в гончарную мастерскую)

-А  знаете, кто я? (Дети: гончар)

-Как вы думаете, для чего нужна гончарная мастерская?

(Дети: лепить изделия из глины)

-Проходите, да на изделия мои посмотрите.

Воспитатель (гончар) подводит детей к выставке работ «Гончарное ремесло».

Гончар: Гончарное дело на Руси было самым важным из ремёсел. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку.

- Вы знаете, какие предметы самые основные в гончарном ремесле?

 (Дети: предметы быта, посуда)

- Из какого материала сделаны эти предметы? (Дети: из глины)

Гончар: С давних времен люди научились использовать глину для изготовления посуды, игрушек, украшений.Сейчас у каждого из нас дома есть изделия из глины. Они красивые, экологически безопасные и практичные.

Гончар: Ребята, но вы же не просто так пришли ко мне в гончарную мастерскую. Вам нужна моя помощь? (Ответы детей.)

Гончар: Я думаю, что смогу вам помочь. Сегодня вы будете мои подмастерья –  ученики. Только перед началом работы мы свами поиграем.

 

Физкультминутка:«Привезли мы глину с дальнего бугра».
Привезли мы глину с дальнего бугра.
(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
Ну - ка за работу чудо мастера!
(руки на пояс, наклоны влево – вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,
(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)
Высушу, узором я его украшу.
(дуем, рисуем воображаемой кисточкой)

Гончар: У каждого гончара есть свое рабочее место и  специальная одежда.  При работе с глиной Гончару необходимо надеть фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться. Подходите к рабочим местам, одевайтесь.

(дети одевают фартуки, нарукавники, при необходимости помогают друг другу и занимают рабочие места).

Гончар: Ребята, какие способы лепки из глины вам знакомы?

(ответы детей: спиральный и ленточный)

Изделия из глины делают вручную и  на гончарном круге. Такая работа требует внимания, трудолюбия, аккуратности.

-Ребята, а вы знаете, что такое гончарный круг? (Ответы детей)

Слайд №2 «Гончарный круг»

Гончар: Гончарный круг - это станок для формовки посуди и других изделий из глины.

Слайд №3 «Ручной гончарный круг»

Гончар: Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нём располагали глиняную заготовку. Вращая колесо рукой, ремесленник придавал заготовке нужную форму.

Слайд №4 «Ножной гончарный круг»

Гончар: Со временем изобрели ножной гончарный круг, который приводят в движение ногами  с помощью махового колеса расположенного внизу, что позволило гончарам работать двумя руками.

Слайд №5 «Автоматический гончарный круг»

Гончар: Теперь изделия из глины изготавливаются на автоматическом гончарном круге. Он работает от электричества и крутится сам. Гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия.

Гончар: Ребята, какой круг в моей мастерской? (Ответы детей)

-Ну, что же, мои юные гончары, начнём осваивать профессию с самого простого – лепки горшочка для Сониной бабушки.

- Ребята, вы знаете, что необходимо гончару для работы? (Ответы детей: глина, гончарный круг)

Гончар: При работе гончары пользуются также  мочалкой или тряпкой «мокрушей», для того чтобы убрать лишнюю воду или сгладить неровности  изделия.

Гончар: Перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой, формируя из комка шар.

-Теперь нужно взять маленький кусочек глины и размять его по кругу. Это нужно для того, чтобы ком хорошо прикрепился и не улетел во время работы.

-Затем прикрепляем основной кусок, хорошо прижимая глину. Руки намочить водой, это смазка, она не даёт глине прилипать к рукам.

-Включаем гончарный круг и приступаем к работе. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Важно зафиксировать руки, чтобы они не прыгали от неровностей глины.

-Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус.

-Теперь конус нужно опустить - приплющить, чтобы получился «пенёк». Правая рука рабочая, надавливает сверху, левая держит форму.

-Затем указательный палец устанавливаем сверху, по центру слегка надавливаем. Важно, чтобы палец не уходил из стороны в сторону.

-Продвигаем палец вниз, доводим до дна, затем постепенно сгибаем палец, раздвигая глину. Вот такой у нас получился горшочек.

Готовый сосуд срезается с круга ниткой, тонкой проволокой или деревянной лопаткой, иногда снимают руками.

Когда изделие готово, его сушат в  печи или обычным способом, чтобы оно стало прочным.

Гончар: при выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Всякая работа мастера хвалит», какие ещё вы знаете? (дети рассказывают пословицы)

Самостоятельная работа детей на гончарном круге.

Дети по инструкции и показу воспитателя изготавливают горшок на гончарном круге.

После работы дети моют руки.

 

Гончар: Ребята, вы сегодня выполнили сложную работу. Все молодцы, хорошо потрудились.

-Вам понравилось быть гончарами?

-Как вы думаете, важна ли профессия гончара?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что узнали нового?

-Но, а мне ребята, пора с вами прощаться, но я надеюсь ,что вы придёте ко мне ещё.

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори, выдумывай  и фантазируй, смело!

Гончар уходит за ширму снимает фартук и выходит воспитатель.

 

Воспитатель: Ребята,  красивые горшочки у вас получились. Соня, когда они хорошо просохнут, мы нанесём на них узор, и  ты сможешь подарить их своей бабушке. Мы думаем, она будет очень рада и  не будет на тебя сердиться.

Соня: Большое вам спасибо.  

 f00f1977642a1691142178d90.jpgf00f1977642a1691142193d50.jpgf00f1977642a1691142211d68.jpgf00f1977642a1691142264d94.jpg%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD

 

 

4 августа 2023 в 12:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.