Персональный сайт воспитателя Киселёвой О.В.
ОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Гончарное ремесло» (лепка из глины).МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «СКАЗКА» ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Гончарное ремесло» (лепка из глины)
Подготовила воспитатель высшей категории О. В. Киселёва Цель: Формировать у детей представление о древнем народном ремесле - гончарном деле, о деятельности гончара - мастера декоративно-прикладных изделий. Задачи: Образовательные: - Познакомить с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера-гончара, гончарным кругом и способами работы на нем. - Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях, свойствах и качествах. - Формировать навыки работы с глиной. - Обогатить речь детей существительными обозначающими профессии и предметы «подмастерье - ученики», « мокруша –тряпка». Развивающие: -Развитие мелкой моторики рук. -Развивать, совершенствовать умение лепить посуду путем вдавливания пальцами округлой формы для получения полой; отгибания краев расплющенной формы. Воспитательные: -Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющим народные промыслы, и результатам их труда. -Воспитывать интерес к народным промыслам, культуре, традициям русского народа. -Вызвать у детей желание создавать изделия из глины. Предварительная работа: Рассматривание глиняной посуды, игрушек, цикл бесед на тему «Народные промыслы», дидактические игры. Материалы и оборудование: презентация « Гончарное ремесло», готовые изделия из глины : ваза, чашка, тарелка, горшочек, глина готовая к применению, гончарный круг, вода, губка, тряпочка, салфетки, фартук с нарукавниками для воспитателя, фартуки с нарукавниками на каждого ребёнка. Ход НОД Дети заходят в зал, который оформлен в виде импровизированной гончарной мастерской. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим своей улыбкой хорошее настроение. Игра «Солнечные лучики» Дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре. Хором произносят слова. Желаем счастья и добра Всем людям с самого утра! В зал заходит девочка, она очень расстроена. В руках коробочка с разбитым горшком. Воспитатель: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? (Соня) -Соня, почему ты расстроена? Девочка: Я случайно уронила и разбила любимый бабушкин горшочек. Она узнает об этом и очень расстроится. Я не знаю, что же теперь делать? Воспитатель: Как обидно, что горшочек разбился. Воспитатель с детьми рассматривают осколки разбитого горшка. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего он был сделан? (из глины) -Значит горшок какой? (глиняный) - Что же можно сделать, чтобы все исправить? (дети предлагают склеить, но если склеить будет заметно, что горшок был разбит, педагог подводит детей к тому, что мы можем сами сделать.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сможем сделать новый горшок для Сониной бабушки, но нам необходима помощь. - Вы знаете, человек, какой профессии сможет нам помочь?(дети: гончар) Воспитатель: Не переживайСоня, есть «Волшебная мастерская». Там можно творить чудеса. Ребята, давайте все вместе отправимся к гончару в мастерскую и поможем Соне. Вы согласны? (Дети: да) - Пойдем Соня с нами.
(Дети с педагогом подходят к мастерской) Воспитатель: Ребята, прежде чем зайти в мастерскую, скажите, если здесь работает гончар, значит мастерская какая? (Дети: гончарная) Воспитатель: Мы пришли с вами в гончарную мастерскую. Только здесь что-то никого не видно. А туда ли мы пришли? Я пойду, узнаю, а вы тихо постойте и посмотрите, что здесь есть.
Воспитатель уходит за ширму, переодевается в костюм гончара.
Гончар: Здравствуйте ребята! Вы пришли ко мне в гости? (Дети: да) - А вы знаете, куда вы пришли? (Дети: в гончарную мастерскую) -А знаете, кто я? (Дети: гончар) -Как вы думаете, для чего нужна гончарная мастерская? (Дети: лепить изделия из глины) -Проходите, да на изделия мои посмотрите. Воспитатель (гончар) подводит детей к выставке работ «Гончарное ремесло». Гончар: Гончарное дело на Руси было самым важным из ремёсел. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. - Вы знаете, какие предметы самые основные в гончарном ремесле? (Дети: предметы быта, посуда) - Из какого материала сделаны эти предметы? (Дети: из глины) Гончар: С давних времен люди научились использовать глину для изготовления посуды, игрушек, украшений.Сейчас у каждого из нас дома есть изделия из глины. Они красивые, экологически безопасные и практичные. Гончар: Ребята, но вы же не просто так пришли ко мне в гончарную мастерскую. Вам нужна моя помощь? (Ответы детей.) Гончар: Я думаю, что смогу вам помочь. Сегодня вы будете мои подмастерья – ученики. Только перед началом работы мы свами поиграем.
Физкультминутка:«Привезли мы глину с дальнего бугра».
Гончар: У каждого гончара есть свое рабочее место и специальная одежда. При работе с глиной Гончару необходимо надеть фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться. Подходите к рабочим местам, одевайтесь. (дети одевают фартуки, нарукавники, при необходимости помогают друг другу и занимают рабочие места). Гончар: Ребята, какие способы лепки из глины вам знакомы? (ответы детей: спиральный и ленточный) Изделия из глины делают вручную и на гончарном круге. Такая работа требует внимания, трудолюбия, аккуратности. -Ребята, а вы знаете, что такое гончарный круг? (Ответы детей) Слайд №2 «Гончарный круг» Гончар: Гончарный круг - это станок для формовки посуди и других изделий из глины. Слайд №3 «Ручной гончарный круг» Гончар: Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нём располагали глиняную заготовку. Вращая колесо рукой, ремесленник придавал заготовке нужную форму. Слайд №4 «Ножной гончарный круг» Гончар: Со временем изобрели ножной гончарный круг, который приводят в движение ногами с помощью махового колеса расположенного внизу, что позволило гончарам работать двумя руками. Слайд №5 «Автоматический гончарный круг» Гончар: Теперь изделия из глины изготавливаются на автоматическом гончарном круге. Он работает от электричества и крутится сам. Гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия. Гончар: Ребята, какой круг в моей мастерской? (Ответы детей) -Ну, что же, мои юные гончары, начнём осваивать профессию с самого простого – лепки горшочка для Сониной бабушки. - Ребята, вы знаете, что необходимо гончару для работы? (Ответы детей: глина, гончарный круг) Гончар: При работе гончары пользуются также мочалкой или тряпкой «мокрушей», для того чтобы убрать лишнюю воду или сгладить неровности изделия. Гончар: Перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой, формируя из комка шар. -Теперь нужно взять маленький кусочек глины и размять его по кругу. Это нужно для того, чтобы ком хорошо прикрепился и не улетел во время работы. -Затем прикрепляем основной кусок, хорошо прижимая глину. Руки намочить водой, это смазка, она не даёт глине прилипать к рукам. -Включаем гончарный круг и приступаем к работе. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Важно зафиксировать руки, чтобы они не прыгали от неровностей глины. -Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. -Теперь конус нужно опустить - приплющить, чтобы получился «пенёк». Правая рука рабочая, надавливает сверху, левая держит форму. -Затем указательный палец устанавливаем сверху, по центру слегка надавливаем. Важно, чтобы палец не уходил из стороны в сторону. -Продвигаем палец вниз, доводим до дна, затем постепенно сгибаем палец, раздвигая глину. Вот такой у нас получился горшочек. Готовый сосуд срезается с круга ниткой, тонкой проволокой или деревянной лопаткой, иногда снимают руками. Когда изделие готово, его сушат в печи или обычным способом, чтобы оно стало прочным. Гончар: при выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Всякая работа мастера хвалит», какие ещё вы знаете? (дети рассказывают пословицы) Самостоятельная работа детей на гончарном круге. Дети по инструкции и показу воспитателя изготавливают горшок на гончарном круге. После работы дети моют руки.
Гончар: Ребята, вы сегодня выполнили сложную работу. Все молодцы, хорошо потрудились. -Вам понравилось быть гончарами? -Как вы думаете, важна ли профессия гончара? -Что вам больше всего понравилось? -Что узнали нового? -Но, а мне ребята, пора с вами прощаться, но я надеюсь ,что вы придёте ко мне ещё. Ремесла наши постигать – старайся ты умело. Твори, выдумывай и фантазируй, смело! Гончар уходит за ширму снимает фартук и выходит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, красивые горшочки у вас получились. Соня, когда они хорошо просохнут, мы нанесём на них узор, и ты сможешь подарить их своей бабушке. Мы думаем, она будет очень рада и не будет на тебя сердиться. Соня: Большое вам спасибо.
4 августа 2023 в 12:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.